В целом, внесенные в документ обновления соответствуют утвержденному новой администрацией США курсу и предполагают:
1) Фокус на преступлениях, связанных с деятельностью картелей и транснациональных преступных организаций (ТПО) – при этом такая связь не обязательно должна касаться самих коррупционных схем: так, если участники коррупционной схемы использовали для отмывания полученных коррупционных доходов физических или юридических лиц, которые также отмывают деньги для картелей или ТПО, или если вовлеченные в коррупцию иностранные должностные лица также получали взятки от картелей или ТПО, этого может быть достаточно для Минюста США, чтобы посчитать расследование такого дела соответствующим предусмотренным приоритетам. Как отмечают отдельные эксперты, на практике это может означать, что прокуроры сосредоточат свои усилия на странах Латинской Америки, где активно действуют картели и ТПО.
2) Приоритет на делах, касающихся национальной безопасности – в документе подчеркивается, что ключевыми для Минюста США должны стать дела по обеспечению соблюдения FCPA в оборонной и разведывательной сферах, а также в сфере критической инфраструктуры (например, в части добычи и переработки важнейших полезных ископаемых), поскольку коррупция в этих областях подрывает интересы национальной безопасности США. На практике это может привести к тому, что ведомство увеличит темпы правоприменения FCPA против иностранных, в том числе российских компаний, которые ведут деятельность в соответствующих секторах.
3) Обеспечение конкурентоспособности американских компаний и снижение регуляторной нагрузки на них – поданный как необходимость пресекать «злоупотребления» при применении FCPA в отношении американских компаний, работающих за рубежом, на практике этот принцип, вероятно, означает, что прокуроры теперь сосредоточатся на коррупции со стороны иностранных компаний, включая российские, которые напрямую конкурируют с американскими, и будут проявлять меньший интерес к случаям взяточничества с участием американских предприятий. Одновременно Руководство предписывает правоприменителям «действовать как можно оперативнее» в своих расследованиях и учитывать сопутствующие последствия своих расследований, такие как «потенциальное нарушение законного бизнеса и влияние на сотрудников компании». Однако, как указывают эксперты, Минюст США уже не первый год постулирует необходимость сокращения сроков расследований, однако на практике средняя продолжительность расследования редко составляет менее 4-5 лет.
4) Первостепенное внимание серьезным преступлениям – документ предусматривает, что правоприменители не должны наказывать «американских граждан и бизнес» за «обычную деловую практику в других странах». Согласно Руководству, применение FCPA будет сосредоточено на «неправомерном поведении, которое несет в себе явные признаки коррупционного умысла, связанного с конкретными лицами, например, существенные взятки, доказанные и изощренные попытки скрыть взятки, мошенническое поведение в целях содействия схеме взяточничества и попытки воспрепятствовать правосудию». Это, как представляется, может предполагать более широкое применение исключения для платежей за упрощение формальностей (facilitating payments)*, в том числе его распространение на некоторые платежи, которые ранее считались бы нарушающими FCPA. В частности, некоторые эксперты ожидают отказа Минюста США от разбирательств по делам, касающимся только оплаты расходов на гостеприимство, небольших платежей за ускорение получения разрешений или лицензий, которые являются побочными для проекта, и других платежей за упрощение формальностей, если нет иных отягчающих факторов.
5) Акцент на ответственности физических лиц – документ еще раз подчеркивает, что прокуроры должны сосредоточиться на совершении преступлений отдельными физическими лицами, а не приписывать корпоративным структурам неспецифические правонарушения.
Дополнительно Руководство устанавливает необходимость одобрения всех новых расследований или судебных преследований по соблюдению FCPA помощником генерального прокурора по уголовным делам, а также требование пересмотреть целесообразность всех текущих дел в свете обновленных рекомендаций.
*FCPA предусматривает ряд случаев, когда обвиняемое лицо может рассчитывать на «защиту в связи с наличием фактов, опровергающих обвинения» (affirmative defense). Одним из таких случаев являются так называемые платежи за упрощение формальностей (facilitating payments) – выплаты иностранным должностным лицам за действия, прямо предусмотренные их должностными обязанностями, для ускорения прохождения «обычных административных процедур».